Ю. П. Морозова (@Lubelia). Река времен или Декабристские развалины: топ-10 под коньяк

ГАЛЕРЕИ | НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Ю. П. Морозова (@Lubelia). Река времен или Декабристские развалины: топ-10 под коньяк

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей…

Г. Р. Державин

Топ-10 (А, Б, С): Буловицы Повало-Швейковского, Жуково Якушкина, Преображенское Каховского

Номер десять мы (да, это читерство, но выбрать невозможно!:)) поделим между тремя пунктами, которые неплохо характеризуют общее состояние мест, связанных с нашими героями. Все три пункта находятся в Смоленской области, а в первой половине XIX века входили в состав Смоленской губернии. В губернии было немного богатых усадеб (места здесь красивые, но не слишком плодородные), дворянство тоже редко строило такие дворцы, которые могли бы сохраниться до нашего времени (музеефицированная Хмелита Грибоедовых отдувается за всю губернию), а ВОВ  еще усугубила ощущение всеобщей разрухи. Однако, Смоленская губерния — родина нескольких декабристов и тем нам интересна.

Топ-10 пункт А. На десятое место мы поместим то, от чего не осталось ничего вообще. Это сельцо Буловицы, родина декабриста Ивана Семеновича Повало-Швейковского (Южное общество, в восстании Черниговского полка участвовать не стал, хотя в принципе мог, за что и получил I разряд). Принадлежало матери декабриста, здесь он и родился. На 2007 год здесь проживало 3 человека, сейчас — ни людей, ни строений, ничего. Не так давно, впрочем, установлен памятный знак. В принципе, Буловицы находятся в пяти километрах от ближайшей железнодорожной станции, еще не успели намертво зарасти, так что, наверное, добраться туда можно, но даже развалинами это место назвать трудно.

 

 

Топ-10 пункт Б. Сюда мы поместим родину декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина (Союз спасения, Союз Благоденствия, московская часть Северного общества, I разряд). Это деревня Жуково, имение Якушкина, в котором он родился и над крестьянами которого производил свои частные эксперименты по отмене крепостного права. Имение и было небольшим (что-то около 80 душ), а сейчас — это еще один исчезающий населенный пункт. Но судя по фоткам, еще в 2016 году здесь по крайней мере сохранялись несколько домов. На въезде в деревню установлен памятный знак.

 

Ист: http://alferovo.ru/zhukovo.html?ysclid=m7djsdu8aq433785961.

 

Топ-10 пункт С. Родина декабриста Петра Григорьевича Каховского (представлять не надо, вне разрядов), кстати, родича Повало-Швейковского — село Преображенское (сейчас — Митино). Место, в отличие от предыдущих, вполне живо (во всяком случае, около 80 человек там жило на 2007 год). От усадебного дома не осталось ровным счетом ничего, но сохранилась впечатляющая руина Преображенской церкви, 1795 года постройки, скорее всего в ней Каховского и окрестили. Пострадала в войну, даты закрытия нет. Объект культурного наследия, и, кажется, если не законсервирована полноценно, то все равно не остается без заботы местных жителей: вокруг и внутри чистят.

 

Ист: https://sobory.ru/photo/537166.
 
 

Топ-9. Васильево Пестелей

Безусловно, это тоже некоторое читерство — просто еще одно бывшее имение в Смоленской губернии. Но ради уважения к «номеру первому» — Павлу Ивановичу Пестелю (Южное общество, вне разрядов), мы вынесем Васильево Пестелей в отдельный пункт. Это одно из самых труднодосягаемых декабристских мест, в котором, к тому же, если что и сохранилось — только разрушающийся памятный знак на месте усадебного дома. Пестели жили здесь после отставки Ивана Борисовича. Имение было очень небогатым, что-то около 150 душ, и доход приносило скудный, дом не отличался ни величиной, ни роскошью. О жизни здесь можно узнать из переписки: сохранились письма родителей декабриста, которые подробно описывают обустройство, а также письма к соседке, А. Колечицкой, и ее собственные дневники. Родился Павел Пестель не здесь, но сюда приезжал в 1824 году в отпуск, а после смерти родителей здесь долгое время жила его сестра Софья Ивановна.

Добраться в Васильево в настоящее время проблематично. Все напрочь заросло лесом, ориентиров, по которым в лесу можно найти место, где стояла усадьба, не осталось. Последние фото памятного знака датируются началом 2000-х годов, тогда еще «хорошо прослеживалась аллея из лип и кленов», но и с тех пор там, кажется, так никто и не побывал. Усадебный дом, по воспоминаниям местных жителей, когда-то был перевезен в соседнюю деревню Досугово и в нем была устроена школа. Современная школа в Досугово занимает советское двухэтажное здание из силикатного кирпича, так что следы дома теряются. Собственно, давно потерялись. Если автор доберется туда когда-нибудь — выпьет коньяка и помянет всех.

 

 

 

 

Топ-8. Немецкое кладбище Смоленска

Продолжая тему Смоленска и тему Пестелей. Одно из самых печальных мест на свете: немецкое кладбище города Смоленска, где похоронены родители  и сестра декабриста Павла Пестеля. В смысле — были похоронены, потому что могилы утеряны.

Жили они неподалеку от Смоленска в своем имении Васильеве (св. предыдущий пункт), а ближайшая лютеранская кирха и кладбище находились в Смоленске, так что именно тут их отпевали и хоронили.  Сохранившееся в Смоленске аккуратное розовенькое здание лютеранской кирхи — 1859 года постройки. Здание цело, оно принадлежит спортивной школе, и местная лютеранская община периодически вяло просит о ее возвращении, а власти Смоленска вяло ей отказывают. Кирха помнит сестру Павла Пестеля — Софию, умершую в 1875 году.

Но кирха сохранилась, а вот немецкое кладбище с семейной усыпальницей Пестелей было полностью разорено в советские годы. Остались разбитые части надгробий (раньше их было больше, а сторожилы вспоминают и кости, которые можно было найти в овраге,  и какие-то сохранившиеся вещи, которыми приторговывали на рынке). Остался еще кусок кладбищенской стены во дворе дома по ул. Бакунина, д. 10, в котором опознать кладбищенскую стену можно только зная историю окрестностей.  Сейчас место официально называется сквером им. Пестеля. Оно используется местными жителями для пикников и сваливания мусора, выглядит неприятно и неопрятно и никаких идей приведения территории в порядок и создания хотя бы памятного знака, не то что кенотафа,  нет. Здесь не надо пить коньяк — это делают местные.  Здесь стоит прочесть заупокойную молитву, уж кто как умеет.

 

Фото 1940-х годов.

 

Фото 1950-х годов.

 

 

 

Топ-7. Батово Рылеева

Продолжаем поминать внеразрядников, и теперь перед нами Батово Рылеевых, а точнее — имение Анастасии Матвеевны Рылеевой,  матушки Кондратия Федоровича. Оно было подарено ей в 1800 году,  так что памятные знаки и википедия, утверждающие, что здесь он и родился — кажется,  врут, родился он пятью годами раньше.  Но он точно был здесь в детстве (и сохранились рассказы, как жестокий отец семейства то и дело запирал несчастную матушку в батовском погребе:   детство поэта, похоже,  безоблачным не было).  Бывал  Рылеев здесь и во взрослой жизни (и точно был в 1824 году — мать умерла, и он ездил сюда уже как полноценный хозяин, в компании со своим другом, тоже литератором Александром Бестужевым).  Бестужев вспоминал: «Местоположение там чудесное… Тихая речка вьется между крутыми лесистыми берегами, где расширяется плесом, где подмывает скалы, с которых сбегают звонкие ручьи. Тишь и дичь кругом, а я пять дней провел на воздухе, в лесу, на речке».  

Наталья Рылеева,  вдова,  продает усадьбу в 1827 году (потому что надо же на что-то жить и дочку воспитывать), а уже в начале XX века она достается Набоковым, вместе с несколькими соседними. В усадьбе Рождествено сейчас музей-усадьба В. Набокова, но один из стендов музея посвящен Батову и Рылеевым.  Здесь, в Рождествено, похоронена мать Рылеева. Сохранился надгробный памятник:

 

В самом Батово не осталось ничего: до 1925 года стоял деревянный усадебный дом, от которого сохранились только фотографии, и кажется, он довольно поздний, возможно на старом фундаменте.  Но писатель В. Набоков упорно именовал какую-то из здешних аллей — «аллеей повешенного» и утверждал, что в кабинете ему является тень казненного… Коньяк, наверно, был необходим и ему.

 

 

Топ-6. Остатки Акатуйской тюрьмы

 Акатуйская тюрьма – часть Нерчинского округа. В сущности, она не так далеко от Благодатска (в который попала самая первая партия декабристов), Зерентуя (где оказались южане во главе с Сухиновым) и от Петровского завода.  Но в нее угодил ровно один человек из всех декабристов, и не по первому своему приговору, а по второму. Это  Михаил Сергеевич Лунин. Свой  первый разряд он получил за то, что за 8 лет до восстания поговорил о цареубийстве. Его спросили, где же он был 8 лет назад? — он оказался неприятным и несговорчивым, отвечать отказывался, следователям хамил…  В 1836 году Лунин вышел на поселение в село Урик в хорошей компании: там же оказались братья Никита и Александр Муравьевы, Вольф и чета Волконских. Но Лунин не  успокоился (ему-то никаких восстаний не досталось, он в 1825 году служил себе в Польше при Константине и ничего не знал). Он слал сестре из Сибири крамольные письма о том, как плохо обустроена Россия и как несправедлив приговор. Письма расходились по многим рукам и доходили до заграницы. По итогам в 1841 году Лунин был арестован и  оказался в Акатуйской тюрьме, где и просидел до самой своей смерти в 1845 году. Заключение его, впрочем, не было тяжелым, в камере дозволялось иметь многое, он вел активную переписку. Однако сам писал так: «Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы…».

 

 

Собственно, Акатуйская тюрьма предназначалась именно для рецидивистов, каковым как раз и был Лунин. Такой она и была еще долгое время, добывала серебряно-свинцовые руды, а потом руды как-то закончились, тюрьму преобразовали в женскую (и там даже посидела какое-то время Фанни Каплан), а в 1917 году ее разрушили окончательно.  Все что осталась – выработанные шахты да кусок стены с памятной табличкой и памятником Лунину неподалеку. Но зато это центр современного села Новый Акатуй и главная достопримечательность поселка, будете в Акатуе – заходите.  Коньяк для здешних мест — напиток слишком изысканный, тут бурятская молочная водка — тарасун — лучше пойдет.

 

 

Топ-5. Пятино Анненских

Два следующих пункта — это связанные с декабристами церкви, но церкви по-настоящему грандиозные и поражающие воображение. Обе они, безусловно, стоят того, чтобы до них добраться и увидеть своими глазами.

Топ-5 — это село Пятино в современной Ульяновской области. Оно некогда принадлежало семейству Анненковых, а точнее, матушке декабриста Ивана Александровича Анненкова (Петербургская часть Южного общества, Сенатская — с другой стороны. Не спрашивайте, читайте)  Анне Ивановне. Анненковы не жили здесь постоянно, они москвичи, но одно лето — собственно лето 1825 года, лето накануне восстания — Иван провел именно здесь вместе со своей возлюбленной модисткой Полиной Гебль. Любил настолько, что честно предлагал брак, а она разумно отказывалась, ибо куда ей за аристократа, ему же это повредит и испортит репутацию. Зато Сибирь все списала.

Полине мы обязаны единственным сохранившимся описанием барского дома в Пятине: «В Симбирской губернии мы долее всего оставались в селе Петине. Это богатейшее имение на Суре, и тут я в первый раз ела знаменитые сурские стерляди. Барский дом в Петине был довольно старый и запущенный. Когда мы приехали, ставни кругом были закрыты. Я, по живости своего характера, тотчас же обежала все комнаты и была очень удивлена, заметя в одной из них, где ставни не успели еще раскрыть, в углу целую груду чего-то, покрытую толстым слоем пыли. Я тотчас же побежала за Иваном Александровичем, и когда мы с ним стали рассматривать, что лежало в углу, то оказалось, что то была старинная серебряная посуда, и когда взвесили всю эту посуду, то оказалось 60 пудов серебра. Иван Александрович приказал все сложить по-прежнему и запереть комнату».

Влюбленная пара застала в имении строящуюся Троицкую церковь, по проекту известного (и надо полагать, дорогого) архитектора  Михаила Коринфского. Заложена она была в 1823 году, вместо обветшавшей деревянной. Интернеты  утверждают, что мать строила ее «во искупление грехов сына-декабриста»: нет, о грехах сына в 1823 году еще речи не шло, строила она ее, будучи вдовой, в память о муже.

Грандиозная Троицкая церковь — единственное, что сохранилось от имения. Она разрушалась и в худшие времена выглядела примерно так:

 

Ист: https://sobory.ru/photo/317482.

Сейчас церковь подвергается странноватой реставрации: купола залатали, но зачем-то вставили жуткие цветные витражи, и изрядно посбивали внутренний декор.  Совершенно понятно, что живым храм не будет — кругом слишком мало народу, чтобы образовать полноценный приход. Но рядом похоронен местночтимый юродивый Максимушка, вот эта церковь рядом — над его могилой, там  богослужения проводятся регулярно и за Троицкой церковью тоже следят.  (Из историй о старце Максимушке: «Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на поленья, а ноги – на подушку. При этом говорил: «Голова – дура, нечего ее любить, а ноги устают»...»)

Голова – дура, но ей целуются, так выпьем же коньяку за любовь!

 

.

 

 

Топ-4. Собор Старого Селенгинска

 Спасский собор, построенный в XVIII веке в городе Старом Селенгинске. Не так уж много отношения непосредственно к декабристам, кроме того, что практически постоянно был перед глазами у братьев Бестужевых (Николай и Михаил, Северное общество, второй разряд у обоих, потому что Бенкендорф, а не Чернышов: у северян наказания ниже, несмотря на то, что реального участия в восстании больше), которые оказались в Селенгинске  на поселении.

Как раз в это время город Селенгинск постепенно перебирается с правого берега Селенги на левый, и Старый Селенгинск пустеет, а Новый – растет. Наслушавшийся и насмотревшийся Николай Бестужев пишет об этом заметку «О причинах перенесения Селенгинска на новое место»: сначала случился пожар, потом наводнение… в общем, Старый Селенгинск – место категорически неудачное, правильно отсюда все убрались. Сами Бестужевы живут уже на новом месте, на левом берегу. Дом купца А. Старцева, который проектирует Н. Бестужев и в котором сейчас музей, посвященный декабристам – на левом берегу, примерно напротив собора. При Бестужевых, впрочем, именно Спасский собор так и оставался главным храмом города, отпевать и хоронить плавали через реку. Николай – художник, занимался, в том числе, и иконописанием. В музее сейчас хранится распятие, с фигурами по бокам, по преданию написанными Н. Бестужевым: крест находился именно в староселенгинском соборе.

Сейчас это единственное сохранившееся здание Старого Селенгинска: ничего больше на правом  берегу нет. Добраться туда очень, очень непросто: только пешком от ближайшей дороги. Это 6 км по самому короткому маршруту, который возможен в сухую погоду, весной и осенью добраться просто невозможно, да и сама эта ближайшая дорога официально на яндекс-картах указана как «плохая». Собор медленно разрушается, хотя официально прибран церковью и даже приписан к какому-то монастырю. Шансов на реставрацию у него никаких. Но Бестужевых он помнит. Помянем и мы.

 

.

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/5449087/2a0000017f15d02d253d1a5fc6a9697271c9/XXL_height

 

Топ-3. Хрустовая Юшневских

 

Мы возвращаемся к теме декабристских усадеб, но теперь перед нами три усадьбы, которые сохранились — и очень неплохо по сравнению со всеми предыдущими.

 

Село Хрустовая в современном Приднестровье на самой границе с Украиной (здесь находится погранпункт). Это имение Юшневских: было куплено отцом декабриста, досталось старшему сыну —  Алексею Петровичу Юшневскому (Южное общество, дружба с Пестелем, первый разряд), а потом, по лишении его прав и состояния, — среднему сыну, Семену Юшневскому,  и его потомкам, которые здесь до революции и прослеживаются.

В селе сохранился усадебный дом, который по преданию принадлежал Юшневским. В нем то ли должен был быть создан в советское время, то ли даже какое-то время просуществовал музей (надпись «Дом-музей Юшневских» на фасаде сохранилась). Впрочем, вообще никаких сведений об истории этого конкретного дома на данный момент нет, кроме официальной датировки в указе о постановке на учет в качестве памятника архитектуры регионального значения в 2002 году — «первая пол. XIX века». В советское время (видимо, в 1980-ых) он явно был отреставрирован (и обзавелся ровно таким же декором, как советский Дом культуры неподалеку) и как-то использовался. На 2014 год жилым было одно крыло дома (там находился банкетный зал), у другого провалилась крыша и оно разрушалось.  В 2015 году провели мониторинг здания и начали продвигать идею реставрации.  В 2016 в селе проводили день памяти Юшневских — и дом по-прежнему нуждался в реставрации. Больше никаких сведений в новостях Приднестровья и вообще на просторах интернета, к сожалению, нет. Других фотографий, кроме сделанных когда-то мной — нет. «Населена роботами» :(.

Но места самые коньячные. Совсем неподалеку, в Каменке,  было имение главнокомандующего 2-й армией Петра Христиановича Витгенштейна, который, поглядев на здешние террасы над Днестром,  решил, что именно коньяк он и будет тут производить. Террасы сохранились, коньяк производится до сих пор.  Если кто-то сообщит более актуальные сведения о доме, его истории и главное о том, что происходит с ним сейчас, автор поставит бутылку!

 

 

 

 

Топ-2. Зендиково Барятинских

Еще одна поражающая воображение декабристская руина.  Московская область, чуть южнее Каширы (в то время это уже соседняя губерния — Тульская). Родовое имение князей Барятинских (точнее, одной из ветвей этого обширного рода, к которой принадлежал декабрист Александр Петрович Барятинский (Южное общество, дружба с Пестелем, первый разряд).  Трехэтажный дом построен в конце XVIII века в палладианском стиле, и судя по размерам — денег у Барятинских на тот момент было очень много. (Один из предков служил в Канцелярии Конфискации — а в XVIII веке принцип «где служишь, тем и кормишься»  был правилом...).  Александр здесь совершенно точно бывал, потому что здесь жила вся его многочисленная родня.

Но уже к 1820-м годам денег у семейства (точнее у этой его ветви) не остается,  и в 1828 году усадьба продана с аукциона. Судя по размерам постройки — отчасти на Зендикове деньги у Барятинских  и закончились: помимо 3 этажей главного дома, при нем были 4(!) флигеля (первые два по 2 этажа, следующие одноэтажные), парк с каскадными прудами и фруктовый сад с «владимирской вишней», а еще они (пока деньги были) прикупили несколько деревень поблизости... А вот обставить дом, похоже, толком уже не успели: опись, сделанная для продажи, фиксирует какие-то набитые конским волосом диваны и тому подобное, никаких следов мебельной роскоши.

Те из этого семейства Барятинских, кто к началу 1830-х годов не скончался и не попал на каторгу, живут потом в мельчайшем имении Чернятино с маленьким деревянным домом, совсем недалеко. Когда-то в начале XIX века, когда Барятинские сами давали в долг, оно отошло к ним от одного из соседей, который не смог расплатиться. Sic transit gloria mundi, за что в этот раз и выпьем: от Чернятина нынче ни следа, даже от населенного пункта.

Следующим обитателем Зендикова был вышедший на покой профессор московского университета, ботаник Двигубский. Затем владельцы еще не раз меняются, но дом существует и здравствует до 1970-х годов. После революции его занимает птицефабрика (и какой-то филиал каширской птицефабрики в Зендикове по-прежнему есть, но по другую сторону от шоссе), а потом дом оказывается заброшен и разрушается. Сейчас он в таком состоянии, что, скорее всего, никогда не будет восстановлен. Однако руины до сих пор смотрятся впечатляюще, особенно по зиме, когда их не скрывают непролазные заросли.

 

@Klepova

 

 

Топ-1. Хомутец Муравьевых-Апостолов

Номер первый.  Имение Хомутец  в Полтавской губернии (Украина) – родовое имение Апостолов,  которые прослеживаются там с XVII века. Имение большое и богатое – в конце XVIII века здесь больше 8 тыс. душ (для сравнения сейчас в селе Хомутец меньше 2500 тыс. жителей).

Сама усадьба – впечатляющий памятник архитектуры второй половины XVIII века, чуть севернее это строение уверенно именовали бы «дворцом».  Папенька интересующих нас декабристов: Матвея, Сергея и Ипполита (Южное общество, восстание Черниговского полка, первый разряд, вне разрядов, самоубийство) – Иван Матвеевич Муравьев-Апостол – родился не здесь, учился в Петербурге, потом много путешествовал, но с 1817 года обосновался  с семьей именно в Хомутце. Здесь, разумеется, бывали и подолгу жили сыновья и дочери, а дольше всех из декабристов жил вышедший в 1823 году в отставку Матвей Иванович (и он же бывал в Хомутце уже после возвращения из Сибири).  Здесь же в 1830-х года управляющим был Дмитрий Либенау, благодаря которому в архивах Третьего отделения сохранились письма Сергея,  написанные в 1820-23 годах и отправленные в Хомутец папеньке, они как раз недавно найдены и опубликованы.  В 1880-х годах XIX века дом достается Гартингам, после 1917 года, имение, как водится, разграблено и национализировано. В здании создается агрошкола, а потом Хомутецкий зоотехникум им. декабристов.   Ветеринарное учебное заведение существует и сейчас, но с 1963 года оно сидит в новом здании, а это  – медленно разрушается.

Достойная часть истории упадка – это местный музей. Информация, которую можно добыть о нем в сети, противоречива: то ли было два музея (один сначала в Доме культуры, а потом в отдельном здании + какие-то мемориальные комнаты в самом Хомутце), то ли это был один музей, который как-то сложносочиненно перемещался между несколькими зданиями и менял экспозицию. Что понятно точно – музей еще существовал на юбилейный 1975 год, вел какую-то работу и проводил конференции, но на данный момент его нет. А может и есть, во всяком случае, у  Ветеринарного колледжа музей на сайте заявлен, но уже как анатомический. Возможно,  какая-то часть старых коллекций в нем еще хранится. Но, но, но…

 

 

 

 

Учитывая современную политическую обстановку, надежды реставрацию грандиозного дворца почти нет, потому  что это очень и очень большие деньги. Остается благодарить Бога, что Хомутец по крайней мере достаточно далеко от фронтов – и выпить за мир.