История образования и развития села Хрустовая

ИССЛЕДОВАНИЯ | Статьи

И. А. Войт

История образования и развития села Хрустовая

Ежегодный исторический альманах Приднестровья. 2006. № 10. С. 124–132.

Историю творит народ. Люди ведут летопись. Не всегда, быть может, все явления запечатляются письменно. Многие события, более или менее значительные, словно эстафета передаются из поколения в поколение — от прадеда к деду, от отца к сыну, и, естественно, могут претерпевать какие-то изменения, обретать некую окраску, акценты и иное звучание. Но суть все равно остается неприкосновенной. А в этой исторической сути непременно есть какие-то обстоятельства и тонкие штрихи, без которых трудно понять и оценить логику, особенности и значимость происходившего. Относится это ко всему, что определяется житейской формулой землячества: «Мы — хрустовчане».

          Хрустовая.

Взять хотя бы само географическое имя родного автору населенного пункта. Примечательно, например, что наше село называют по-разному. Старожилы в обиходе, да и в некоторых молдавских изданиях говорят и пишут «Христовая», а в архивных документах XVIII столетия название села значится «Хрустовая». Как же правильно?

Старейший житель села, бывший учитель молдавской школы Степан Лукьянович Гандрабура, родившийся в конце XIX в., считает, что название села произошло от слова «хруст». Так повелось с тех пор, когда люди начали заселять долину у подножия скалистых гор, на склонах которых росли кустарники. Вероятно, название села восходит к ассоциациям с сухими опавшими ветками — хворостом, издававшим хрустящий звук. Восьмидесятилетний пенсионер Василий Гаврилович Кузьмук вспоминал: «Мой дед рассказывал, что изначально село так и называлось — «Хворостовая». Позднее оно было переименовано в Хрустовая. Житель села Евстратий Ефрем Дмитриевич (1903 г. р.), выдвигает свою версию рождения названия села. Он считает, что долины, а их в селе несколько, пересекаются и образуют кресты, вот, мол, от слова «крест» и произошло название.

Все эти воспоминания и предположения, бесспорно, играют очень важную роль в исследовании автора, однако любая историческая работа нуждается в источниках. Изучая материалы Каменской центральной библиотеки и документы Центрального государственного исторического архива Украины, автор натолкнулся на интересные сведения.

     Село Хрустовая. 2014 г.

В книге «Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета» (вып. 1901 г.) автор нашел следующие данные о Хрустовой:

«Село Хрустовая расположено в глубокой долине, по которой протекает река Каменка, впадающая в реку Днестр, От железнодорожной станции «Попелюхи» — в 35 верстах, от почты «Каменка» — в 5 верстах.

Климатические условия весьма благоприятны для здоровья, местность здесь сухая, теплая, защищенная от холодных северных ветров.

Почва черноземная с примесью песков, плодородная особенно для кукурузы»1 .

В этой же работе есть описание сельской церкви. А это очень важно, ибо в те времена церкви являлись центрами культуры в городах, селах и деревнях.

Как написано в «Трудах подольского епархиального историко-статистического комитета», первый храм в Хрустовой был ветхий, деревянный, неизвестно когда достроенный во имя святого архистратига Михаила. Позже он был разобран, и на его месте долго стоял каменный крест с надписью: «Место святого престола». «Православных прихожан числилось 1210 мужчин и 1176 женщин, кроме того, здесь живет 15 семей евреев. По происхождению прихожане частью молдаване, частью малороссы. Все они занимаются главным образом земледелием»2 .

Молдаване восточных областей Днестровско-Бугского междуречья в XIX столетии постепенно были ассимилированы украинцами, а на землях собственно Приднестровья, где они проживали компактно, сформировалась молдавская нация.

       Дом Юшневских. 2014 г.

После присоединения Бессарабии к России по Бухарестскому миру 1812 г. Левобережное Приднестровье и Днестровско-Прутское междуречье находились в тесном социально-экономическом и культурном взаимодействии, хотя административной общности между ними не было. Бессарабия до 1828 г. пользовалась определенной автономией, Кишинев был ее областным, а с 1873 г. — губернским центром. Южное Приднестровье входило в состав Тираспольского уезда Херсонской губернии, северное — являлось частью Ольгопольского уезда Подольской губернии. Сюда же входила и Хрустовая.

Первое упоминание о Хрустовой относится к 1794 г. Об этом свидетельствует документ Центрального государственного исторического архива Украины 1794 г. «О принадлежности села князю Любомирскому»3.

Первыми жителями, по воспоминаниям старожилов, были переселенцы из других краев Российской империи: Щиповорские, Стахурские, Барановские, Остаповичи. Например, крестьян по фамилии Подопригора сельский помещик доставил с Дона, где обменял их на породистых собак. Князь распоряжался крепостными как ему заблагорассудится. Эти люди были его собственностью: он мог продать, обменять на скот, проиграть в карты, а мог и насмерть запороть непослушных.

В далекие времена в селе было широко развито гончарное дело. Крестьяне изготовляли из глины различные изделия: кухонные принадлежности, сосуды для вина, молока, меда, питьевой воды. В Хрустовую даже приезжали из других селений за глиняными покрышками к пчелиным дуплянкам. Однако с течением времени это ремесло стало вымирать, сохранились лишь клички «гончар», да несколько фамилий Гончарук.

Первые дома-хижины сооружались из хвороста и обмазывались глиной. Пол также был глиняный. В таких хижинах, похожих на землянки, было тепло зимой, а сырость не чувствовалась в любое время года. В центре села стоял единственный большой дом помещика и церковь. Они возвышались над хижинами крестьян, как символ могущества эксплуататорских классов.

С начала XIX столетия село Хрустовая принадлежало князю Ягужинскому. Об этом свидетельствует все тот же документ исторического архива Украины — «1806 год. О принадлежности села князю Ягужинскому»4.

Некоторые сведения об этом владельце автор настоящего очерка нашел в «Трудах Подольского епархиального историко-статистического комитета»: «...граф Ягужинский имел намерение построить здесь, на месте каменного креста с надписью "Место святого престола", новый храм во имя святого Сергия Радонежского, о чем сам и писал в своих трудах, но намерение это не осуществилось»5. Замысел графа Ягужинского осуществил следующий владелец Хрустовой, фамилия которого далеко небезызвестна.

Хрустовая — имение Юшневских

П. Х. и Н. И. Юшневские.

Из материалов о декабристах мы узнаем, что в 1811 г. большое имение Хрустовая выкупил у государства помещик Петр Христофорович Юшневский. В имении проживало около 540 душ. Спустя 12 лет Петр Христофорович скончался, оставив жену Наталью Ивановну (в девичестве — Матвеева) и детей: Алексея (ставшего декабристом), Семена и Владимира. Сыновья поделили между собой отцовское наследство.

За десятки километров вокруг села земля принадлежала помещику. По рассказам старожилов, безземельные крестьяне должны были отрабатывать барщину и платить своему владельцу оброк, взимавшийся большей частью в деньгах. Всю неделю крестьяне Хрустовой гнули на него спину, а в воскресенье получали мизерный заработок. Будучи недовольными своим, положением, они нередко восставали против существовавшей системы. Сохранилась запись документа, правда, неизвестного происхождения, свидетельствующая о восстании крестьян в 1815 г.: «Ольгопольский суд доводит до сведения слушателей следующий случай, который произошел в селе Хрустовая: "Пристав III стана Ольгопольского уезда получил донесение о том, что крестьяне села Хрустовая не повиновались своему владельцу. Пристав отправился в село и арестовал более 25 виновных крестьян и двух крестьянок. Двое крестьян успели скрыться. Надворный советник Камерь"».

          Дом Юшневских. 2014 г.

Сельские крестьяне были людьми верующими. Они пытались восстановить церковь, но из-за недостатка средств не могли ее достроить. Юшневские не оставили церковь без внимания. Ее строительство было закончено в 1853 г. камер-юнкером Семеном Петровичем Юшневским; в том же году церковь была освящена в честь Рождества Христова.

В «Трудах Подольского епархиального историко-статистического комитета» написано: «Храм сей стоит на горе, окруженный громадными глыбами песчаника, господствуя над всем селом, расположенным в оврагах и ущельях. Он — каменный, однокупольный, крыт железом в византийском стиле. Колокольня построена отдельно от церкви в 1865 г., тоже каменная, в стиле готическом. Иконостас одноярусный, прекрасной живописи.

В числе икон особенно замечательны иконы: Алексия Печерского, распятия господа Иисуса Христа, Сергия Радонежского, Архистратига Михаила, Рождества Христова. Апокалипсического ангела с кадильницей и другие, писания рукой преосвященного Анатолия, бывшего епископа Могилевского и Мстиславского, уроженца с. Хрустовой. Из священников XVIII в. известны: Василий Мартыновский — униат, рукоположенный в 1891 г. [в тексте статии явная опечатка, 1791 — М. Ю. ] униатским митрополитом Феодосией, Ростоцким и присоединенный к православию в 1795 г. протоиереем Атаназевичем. Один из сыновей его, Августин, принявший в иночестве имя Анатолия, был впоследствии епископом Могилевским и Мстиславским и известным духовным писателем. Из иереев XIX в. замечательный протоиерей Андрей Литвиновский, пробывший на приходе Хрустовой около 40 лет»6

106 лет династия трех поколений Юшневских владела имением Хрустовая. Ей принадлежали многие тысячи гектаров плодородной земли вокруг села, а также крупные лесные массивы.

         Дом Юшневских. 2014 г.

Петром Христофоровичем и его сыновьями построены в селе мельницы — четыре больших здания. В конце XIX столетия в Поушенах (один из районов села) вырос возле речки огромный корпус сахарного завода (цукроварня) из красного кирпича. В западной части Хрустовой под горой возвышалось еще одно кирпичное здание.

После отмены крепостного глава в 1861 г. крестьяне требовали землю у помещика, но безуспешно. Остатки крепостничества сохранились в селе до Великой Октябрьской социалистической революции.

Помещик Семен Петрович Юшневский постоянно проживал в здании, где еще до недавних пор (20 лет назад) находилась средняя школа (ныне «Зал торжеств»). У него была дочь Ольга и четыре сына, и каждого он наделил землей. Западнее села, на Рэдиях, основал свое имение Сергей. Земля в восточной части села с центром в Домцештях была выделена Николаю. Третий сын — Алексей обосновался на Баданах; там же имела свой земельный надел и Ольга. Но проживала она в Хрустовой, в здании, где позже размещалась контора колхоза, а сейчас его занимает фирма «Заготпункт». На месте, где теперь вырос поселок Ротар, находилось имение Александра.

Крестьяне продолжали проявлять недовольство своим положением и всякими способами боролись за улучшение условий жизни. Они желали иметь свой участок земли, и не раз поднимали бунты и, выдвигали свои требования. О таком волнении, произошедшем в 1901 г., повествует уже названный выше документ исторического архива Украины «1901 г. Сведения о волнении крестьян села Хрустовой»7.

По воспоминаниям старожилов, в 1905 г., когда в России произошла первая буржуазно-демократическая революция, крестьяне села вновь потребовали от помещика землю. Он пообещал, но после подавления революции не стал выполнять свои обещания. Крестьяне получили землю только после социалистической революции 1917 г.

Было бы несправедливо, упоминая в данной работе семью Юшневских, не уделить должного внимания Алексею Петровичу, будущему декабристу, прославившему наш край.

       Дом Юшневских. 2014 г.

Вот какие сведения приводит в своей статье М. Е. Балицкая: «...в отношении полномочного наместника Бессарабской области А. Н. Бахметева на имя главнокомандующего второй армией Л. Л. Беннигсена от 28 июля 1816 года о назначении Юшневского членом Бессарабского временного комитета сообщается: «Я совершенно удостоверился, что остающийся здесь по поручениям Вашего сиятельства надворный советник Юшневский, в рассуждении отличных его познания и приобретенных сведений касательно устройства здешнего края, может оказать большую пользу в препоручениях, на него возложенных»8. Из этой цитаты следует, что Алексея Петровича ценили, на него возлагали большие надежды в деле служения Родине. О пребывании в Хрустовой будущего декабриста свидетельствует расписка следующего содержания: «Доставленная из Ольгопольского нижнего земского суда на имя мое предписание полномочного наместника Бессарабской области подольского военного губернатора и кавалера Алексея Николаевича Бахметева за № 69 я получил, в чем и расписуюсь.

В селении Хрустовая, октября 29 дня 1817 г.

Надворный советник А.П. Юшневский9.

А. П. Юшневский — один из активных руководителей «Южного общества» декабристов. Родился Алексей Петрович 23 марта 1768 г. в губернском городе Каменец-Подольске [У автора статьи неверные сведения, А. П. Юшневский родился в С. Петербурге. См. С. И. Афанасьев. Православные храмы Петербурга — памятные декабристские места. Историко-архивная справка //Мера. Декабристский выпуск. СПб, 1996. В. 1. С. 276–280. — М. Ю.]. Получив всестороннее образование, он в 22 года был назначен в Бессарабии переводчиком, а позднее — штатным секретарем при начальнике русской, администрации края. В феврале 1816 г. служил во второй армии в звании генерал-интенданта, штаб которой размещался в украинском городе Тульчине. Отсюда рукой подать до Хрустовой, где находилось имение его отца. Сыну редко удавалось застать Петра Христофоровича дома, который, имея большие заботы в собственном имении с 1811 по 1823 г., т. е. до самой своей кончины, оставался начальником Дубоссарского таможенного округа.

       Дом Юшневских. 2014 г.

А. П. Юшневский — один из активных руководителей «Южного общества» декабристов. Родился Алексей Петрович 23 марта 1768 г. в губернском городе Каменец-Подольске [У автора статьи неверные сведения, А. П. Юшневский родился в С. Петербурге. — М. Ю. См. С. И. Афанасьев. Православные храмы Петербурга — памятные декабристские места. Историко-архивная справка //Мера. Декабристский выпуск. СПб, 1996. В. 1. С. 276–280]. Получив всестороннее образование, он в 22 года был назначен в Бессарабии переводчиком, а позднее — штатным секретарем при начальнике русской, администрации края. В феврале 1816 г. служил во второй армии в звании генерал-интенданта, штаб которой размещался в украинском городе Тульчине. Отсюда рукой подать до Хрустовой, где находилось имение его отца. Сыну редко удавалось застать Петра Христофоровича дома, который, имея большие заботы в собственном имении с 1811 по 1823 г., т. е. до самой своей кончины, оставался начальником Дубоссарского таможенного округа.

Армейская служба Алексея Петровича Юшневского совпала с началом разложения феодально-крепостнического строя в России. Передовые представители дворянства, и в первую очередь армейские офицеры, стали объединяться в политические союзы, кружки, общества и другие тайные организации. Выдающийся идеолог и руководитель декабристов полковник П. И. Пестель писал, что дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать.

В Тульчине действовала одна из крупнейших управ «Союза благоденствия», возглавляемая полковником П. И. Пестелем. В ее руководство входил и генерал-интендант Юшневский: в 1821 г. родилось «Южное общество», позже получившее название «Общество декабристов». Однако деятельность организации была раскрыта. Руководитель «Южного общества» П. И. Пестель был арестован за день до восстания (13 декабря 1825 г.). Спустя несколько часов в Тульчине арестовали и его ближайшего соратника — А. П. Юшневского. В фундаментальном труде «История ПМР» изложен следующий факт: «7 января 1826 года его (Юшневского — И. В.) привезли в Петропавловскую крепость в пятый каземат Никольской, куртины. Комендант крепости получил приказ Николая I: "Присылаемого Юшневского содержать под строжайшим арестом, дав ему писать, что хочет"»10. Юшневского по суду лишили чинов и дворянства, приговорили к смертной казни. Позже ее заменили 20-летним сроком каторжных работ с последующим оставлением на поселении в Сибири.

         Остатки кладбища. 2014 г.

Во второй половине декабря 1827 г. Юшневский вместе с другими осужденными декабристами был доставлен в Читинский острог. Мария Казимировна Юшневская (в девичестве — Круликовская) намеревалась сразу последовать за мужем в Читу, однако ей не разрешили. Да и средств на поездку не было. Из-за обвинения в растрате по интендантству во второй армии более 300 тысяч рублей на небогатое имение, выделенное Алексею Петровичу отцом на Баданах, власти наложили арест. Лишь в 1830 г. Марии Казимировне разрешили разделить тяжелую участь мужа. Трудно пришлось ей, но она стойко делила с Алексеем Петровичем все тюремные унижения, лишения, голод и холод.

Умер А. П. Юшневский в январе 1844 г. в селении Оёк, на похоронах своего товарища Ф. Ф. Вадковского. На надгробном памятнике Алексея Петровича была выбита надпись: «Мне хорошо» (слова покойного).

Кто-то из мудрецов отметил, что давность времени обладает удивительным свойством — способностью сближать людей, крепить их патриотическое родство. Боль о декабристе-хрустовчанине — один из нестареющих свидетельств этого факта. Юшневского по суду лишили чинов и дворянства, приговорили к смертной казни. Позже ее заменили 20-летним сроком каторжных работ с последующим оставлением на поселении в Сибири.

Во второй половине декабря 1827 г. Юшневский вместе с другими осужденными декабристами был доставлен в Читинский острог. Мария Казимировна Юшневская (в девичестве — Круликовская) намеревалась сразу последовать за мужем в Читу, однако ей не разрешили. Да и средств на поездку не было. Из-за обвинения в растрате по интендантству во второй армии более 300 тысяч рублей на небогатое имение, выделенное Алексею Петровичу отцом на Баданах, власти наложили арест. Лишь в 1830 г. Марии Казимировне разрешили разделить тяжелую участь мужа. Трудно пришлось ей, но она стойко делила с Алексеем Петровичем все тюремные унижения, лишения, голод и холод.

Умер А. П. Юшневский в январе 1844 г. в селении Оёк, на похоронах своего товарища Ф. Ф. Вадковского. На надгробном памятнике Алексея Петровича была выбита надпись: «Мне хорошо» (слова покойного).

Кто-то из мудрецов отметил, что давность времени обладает удивительным свойством — способностью сближать людей, крепить их патриотическое родство. Боль о декабристе-хрустовчанине — один из нестареющих свидетельств этого факта.

 

Дальнейшее развитие села Хрустовая

Старая мельница.

С давних пор основным занятием жителей села Хрустовая было земледелие.

На рубеже XIX–XX вв. наш край по-прежнему оставался аграрным регионом. Развитие капитализма в сельском хозяйстве привело к образованию в деревне двух классов капиталистического общества — сельскохозяйственного пролетариата и кулачества — и обострению антагонистических противоречий между ними.

В начале XX столетия в России происходили большие революционные события, не до Хрустовой, находившейся вдали от крупных административных и индустриальных центров, сведения о них доходили весьма скудные и к тому же с опозданием. И это не случайно — телефонная связь отсутствовала, почта доставлялась на волах, да и грамоту знали только единицы людей. Последнее, нужно отметить, являлось огромным препятствием на пути строительства новой жизни на селе. О слабом развитии образования говорят все те же источники.

В дореволюционной Хрустовой, по данным Центрального государственного исторического архива Украины, «...в 1888 году в селе была открыта церковноприходская школа»11. Это первое учебное заведение находилось при церкви. Детей учили читать и писать, преподавали им закон Божий. И несмотря на то что срок обучения был всего два года, мест было мало.

Церковь Михаила Архангела до реставрации.

Изучая материалы источника «Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета», автор узнал, что вначале в школе, о которой идет речь, был только один класс, и только дети зажиточных крестьян имели доступ к получению образования. В этих же «Трудах...» находим сведения о другом учебном заведении, открывшемся позже: «В селе есть училище МНП (Министерства народного просвещения — И. В.) и, кроме того, школа грамоты для девочек с 1897 года, помещающаяся в наемном доме»12.

Житель села Ефрем Дмитриевич Евстратий (1903 г. р.) вспоминает, что не все дети могли обучаться в школе. Некоторые ходили к учителям домой, где получали начальное образование. Сам Ефрем Дмитриевич многому научился у сельского учителя Григория Сергеевича Бадана, который охотно обучал детей из малоимущих семей. В 1913 г. в Хрустовой открылась земская школа (позже это строение было отдано Дому быта). На мансарде школьного здания жила семья учителей Ястремских, которые там преподавали. Позже, в 1918 г., в селе распахнула двери украинская начальная школа. Учителями в ней были те же Ястремские, Крыкливый, несколько позже — Александра Михайловна Ковалевская.

Восстановленная колокольня.

Но все равно значительная часть крестьян и их детей оставались необразованными. Возможность обучения была им предоставлена уже после установления Советской власти и впоследствии — после образования в 1924 г. на этих землях Молдавской АССР.

Возвращаясь к социально-экономическим аспектам развития Хрустовой, нужно отметить, что о революции селянам сообщил управляющий имением Яков Цуркан. После рождественских праздников, 15 января 1918 г., хрустовчане освободились от власти помещиков, а весной сами разделили и засеяли землю. Летом того же года противники Советской власти установили на горе пулемет и, угрожая народу, стали требовать возврата помещику всего отнятого у него имущества. Многие хрустовчане, очевидно, испугавшись, отдали все, что у них было. И снова с них начали собирать налоги. Эти беспорядки продолжались около двух месяцев. В конечном итоге взбунтовавшиеся крестьяне изгнали вымогателей и стали самостоятельно хозяйничать на земле.

С 1924 г. госкомиссия официально начала процесс землеустройства крестьян. Землемеры делили участки по количеству членов семьи: больше семья — больше земли. Хрустовчане с большим воодушевлением и энтузиазмом взялись за обработку своих собственных наделов.

Но колесо истории все набирало и набирало обороты. И вот, согласно директиве партии, появилась необходимость провести в селах коллективизацию.

Как вспоминают старожилы, коллективизация в Хрустовой шла туго. Крестьяне, получившие после революции земельные участки, никак не хотели расставаться с ними. Трудолюбивые, знающие толк в сельском хозяйстве, они собирали хорошие по тем временам урожаи ржи, пшеницы, кукурузы, подсолнечника. И это при полном отсутствии механизации, химических удобрений! Однако директивы партии положено было выполнять. В 1929 г. крестьяне села стали объединяться в единое коллективное хозяйство.

В Хрустовой появилось много инициаторов колхозного движения, которые первыми вступили в колхоз и призывали к этому своих односельчан. Среди таких активистов особенно выделялись Степан Остапович, Андрей Куркин, Прокопий Гадрабура, Федор Гордиенко, Самоил Качуровский и др. Старожила села, Е.Д. Евстратий, вспоминает, что приезжали какие-то люди, которые агитировали за колхоз и обещали отменить уплату налогов тем, кто в него вступит. Одним из таких агитаторов был Майстренко из Каменки, уполномоченный Советской властью. Сначала в колхоз вступали добровольно, но с оглядкой — крестьяне не спешили обобществлять свое имущество. Будучи людьми практичными, они присматривались, взвешивали все «за» и «против».

   Церковь в наше время.

Первое коллективное хозяйство в селе носило имя Ленина. Первым его председателем был Михаил Вишневский, потом — Алексей Синявский. В колхозе насчитывалось всего несколько лошадей, плугов, конных борон, повозок. Было тяжело, но колхозники трудились добросовестно. Во время уборки урожая работали и днем и ночью, чтобы успеть его собрать.

В стране развернулась кампания раскулачивания. В списки кулаков включались и крестьяне-середняки. Не обошла стороной беда и предков автора настоящего очерка. Крепкая трудолюбивая семья прабабушки автора, Анастасии Фомовны Бурлаки, была причислена к классу кулаков и выслана в Сибирь. Замужество не спасло Анастасию Фомовну — все близкие родственники ее мужа также были высланы из села. Ей чудом удалось спастись, а вот мужа своего, Николая, она больше никогда не видела.

С 1934 г. в селе развернулась сплошная коллективизация. В этот период здесь сформировалось уже пять колхозов: имени Ленина, имени Котовского, имени Ворошилова, имени Когановича и «Красный партизан». Председателем колхоза имени Ворошилова, вспоминал Е. Д. Евстратий, был Костантин Букацел, председателем колхоза имени Котовского — Константин Цибульский. Был также организован колхоз имени Петровского на Ротарях, председателем которого стал Михаил Гуменный. Сам Ефрем Дмитриевич работал в колхозе имени Ворошилова бригадиром и являлся членом сельского совета.

Крестьяне-колхозники начали новую жизнь. Благодаря помощи сельскохозяйственной техники хрустовчане стали лучше обрабатывать поля, повысилась их урожайность. Жизнь наполнялась радостью и уверенностью в завтрашнем дне.

    Вид от церкви.

Большим праздником для жителей села стали выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в 1937 г. Депутатом они избрали своего односельчанина бригадира Михаила Петровича Бойко, который добился со своей бригадой самых высоких показателей не только в районе, но и в республике. О важных событиях, происходивших в стране, хрустовчане узнавали от своего депутата.

О советско-финской войне 1939–1940 гг. сведений почти не сохранилось. Помнят старожилы, что зима в том году была суровой. Из села было мобилизовано мало людей. Тем не менее Е. Д. Евстратий назвал имена А. Сорочана, В. Гонзу, Н. Цибульского, которые были убиты во время этой войны.

Вряд ли кто из хрустовчан мог даже подумать о том, что пройдет совсем немного времени, и на их землю ступит фашистская нечисть, что многие односельчане не вернутся в родные места, а кому-то будет суждено гнать врага с территории нашей страны и соседних стран, и дойти до Берлина.

22 июня 1941 г. настал черный день в истории нашей страны. Весь советский народ поднялся на защиту Отечества. Хрустовчане отдавали все силы для борьбы с врагом на фронте и в тылу. Многих жителей села война застала в рядах Красной армии13.

После окончания Великой Отечественной войны жители Хрустовой принялись восстанавливать разрушенное хозяйство. В 1852 г. произошло укрупнение колхозов — все пять были объединены в одно крупное хозяйство, которое получило название «Путь Ленина». Председателем колхоза стал наиболее уважаемый житель села В. П. Бандарчук. Позже за заслуги перед государством он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. До 1985 г. председателями колхоза «Путь Ленина» назначались З. Н. Срулевич, Г. И. Чернятович, Г. П. Паламарчук, В. А. Кисничан, П. И. Минашев, И. А. Жора, Я. Т. Юрчак.

С 1985 г. в Хрустовой начинается новая жизнь - над колхозом берет шефство Г. Н. Евстратий, человек достаточно авторитетный в сельскохозяйственных кругах республики, в настоящее время — депутат ВС ПМР. Вплоть до сегодняшнего дня Григорий Николаевич был бессменным председателем колхоза «Путь Ленина», который, благодаря трудолюбию, терпению и сильной воле хрустовчан, и сейчас является лучшим в районе и одним из лучших в республике.

 

Село Хрустовая сегодня

      Дом культуры.

Село Хрустовая расположено в долине, которая тянется с юга на север. Северная сторона разветвляется на две долины. С юга Хрустовая граничит с селом Севериновка, с севера — с селом Болган Песчанского района Винницкой области Украины. Речка Каменка берет начало на территории Украины и протекает по северо-западной части села. Другая речка — приток Каменки под названием «Малина» берет свое начало в северо-восточной части села. Обе эти речки, соединяясь в центре Хрустовой, текут дальше на юг, где впадают в Днестр.

Родные места... Каждый уголок, любая извилина реки, пение птиц, запах цветов — все это напоминает о том, что здесь наш дом, что здесь жиж, наши предки и творили историю.

Шли годы... Много воды утекло с тех нор. С каждым годом Хрустовая расцветала все больше. Строились учреждения, магазины, большие красивые дома, обновлялось село. Находясь в составе Молдавской ССР, Хрустовая была частицей большого государства — Союза Советских Социалистических Республик. Полстолетия — до июня 1990 г. просуществовала союзная республика, до тех пор, пока ее руководство не предприняло беспрецедентный по своей абсурдности шаг: парламент Молдовы принял решение о «незаконности» освобождения Бессарабии 28 июня 1940 г. и о «неправомочности» образования MСCP. Этот шаг, по сути, означал политическое, самоубийство республики ее юридическую самоликвидацию. Жители Приднестровского региона решили выделиться в самостоятельную республику и развиваться как желает этого проживающий здесь народ. «Второго сентября 1990 г. II съезд народных депутатов Советов всех уровней, основываясь на результатах волеизъявления многонационального народа Приднестровья, выраженного во время референдумов, сельских сходов, многочисленных собраний и опросов, провозгласил, образование Приднестровской МССР»14. В работе этого съезда принимали участие наши односельчане: Валентин Михайлович Лукащук и Алексей Павлович Войт - оба специалисты хозяйства.

        Хрустовая. 2014 г.

И тогда руководство Молдовы решило стать на тропу войны. 3 марта 1992 г. развязалась страшная трагедия: брат пошел на брата. Смерть, страх, непонимание происходившего... Тысячи вопросов в глазах детей, слезы в глазах матерей. В этой войне участвовали и наши односельчане. Семь хрустовчан отстаивали Кочиерский плацдарм: Александр Гаврилович Жук, Алексей Иванович Штырба, Виктор Иванович Комраский, Алексей Николаевич Негар, Сергей Алексеевич Подорожнюк, Валентин Васильевич Безушко, Николай Михайлович Евстратий. Сегодня хрустовчане являются олицетворением многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики — уже несколько столетий здесь живут в мире и согласии украинцы, молдаване, русские, представители других национальностей. Они радуются своим успехам, стремятся к лучшей жизни, сетуют на неудачи, неурядицы, неразрешенные проблемы. На их долю выпало всего понемногу. Но хрустовчане понимают, что надо пережить этот переходный период. И надеются на лучшее, и живут этой надеждой.

И. А. Войт,

студент V курса Института истории, государства и права ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Каменец-Подольск, 1878–1879. Вып. 11. С. 68.
2Там же. С. 68.
3Центральный государственный исторический архив Украины. Ф. 490. Оп. 4. Д. 35. Л. 35.
4Там же. Ф. 490. Оп. 4. Д. 20. Л. 1–2, 90.
5Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. С. 68.
6Там же. С. 70.
7Центральный государственный исторический архив Украины. № 46/274.
8Балицкая М. Е. Декабрист А.П. Юшневский // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. 1998. №2, С. 79.
9История Молдавии. Документы и материалы. Т. 1 Устройство задунайских переселенцев в Бессарабии и деятельность А. П. Юшневского. Кишинев, 1957. С. 579.
10История ПМР. Т. 1. Тирасполь, 2000. С. 441.
11Центральный государственный исторический архив Украины. № 46/274
12Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. С. 70
13Более подробно об участии жителей с. Хрустовая в Великой Отечественной войне можно узнать из статьи: Войт И. В. Жители с. Хрустовая в Великой Отечественной войне // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. 2005. № 9. С. 23–25.
14Правда о Приднестровье // Вестник ВС ПМР. Тирасполь. 1992. Март –июнь. С. 10. <