Казнь Рылеева

ДОКУМЕНТЫ | Мемуары

М. А. Бестужев

Казнь Рылеева

Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. М., 1980, С. 252–253

...Сорвались1 с петли  из пяти висельников точно трое: М. Бестужев, С. Муравьев и третий, ты говоришь, Кахов­ский: я утверждаю — Рылеев. Ты основываешь свое убеж­дение на словах плац-майора Подушкина, плац-адъютан­тов и офицера Волкова; но из всех из них свидетельство только Волкова, как единственного личного свидетеля, принять должно; все прочие говорили по слухам. Но как мог знать Волков, кто Каховский, кто Рылеев? У кого он мог спросить об этом? Не у палача же, не у Кутузова же!..

Сверх того тюремная жизнь морально так изменила всех нас, что брат Николай едва признал Рылеева, когда в Алексеевской равелине они бросились друг другу на шею2. И чтоб яснее доказать тебе, что молодой офицер Волков, присутствуя по обязанности на такой страшной экзекуции, при благородстве его чувств (что он тебе потом доказал в Кексгольме), был ошеломлен, был нравственно уничтожен ужасом совершившейся перед его глазами драмы.

В доказательство сему я приведу его же свидетельство, повторенное тобою, что когда висельники сорвались с петли, они приблизились друг к другу и пожали связанные руки на вечное прощание. Они сделать этого не могли по двум очень уважительным причинам. Во-первых, потому, что, упавши, на пороге смерти, они больно ушиблись и были не в состоянии исполнить этого обряда.

Один Рылеев, разбив при падении голову и потеряв много крови, мог подняться и говорить с Кутузовым. Во-вторых, они не могли этого сделать уже потому, что были наряжены перед казнию в какие-то мешки, с круглыми отверстиями на дне, куда просунули головы осужденных и под ногами связали веревкой.

В лихорадочном состоянии своей памяти Волков смешал моменты: точно, это было, но только было в начале казни. Когда осужденных ввели на эшафот, все пятеро ви¬сельников приблизились друг к другу, поцеловались и, оборачиваясь задом, потому что руки были связаны, по¬жали друг другу руки, взошли твердо на доску, которая должна была заставить их умирать дважды; и эта доска, эти веревки не изменили надеждам Незабвенного. Они умерли дважды, может быть, умирали в медленных стра¬даниях тысячелетние минуты, но умерли, погибли, а этого-то только ему и хотелось.

Теперь я тебе хочу привести свои доводы, что третий сорвавшийся с петли был Рылеев, а не Каховский. В тот же день тот же самый плац(-майор) Подушкин посетил меня в Невской куртине. Когда я его спросил:

— Скажите пожалуйста, мы знаем, что повешенных должно быть пять, а мы видели только двух.

— Три сорвались, батюшка, сорвались,— ответил он.

— Кто же сорвался? — спросил я.

— Муравьев-Апостол, Бестужев и еще третий — oн бранился с генерал-губернатором Петербурга.

— Кто же это?

— Ну, право, батюшка, не знаю. Плац-адъютант Трусов положительно сказал, что это был Рылеев. Впоследствии, когда наши дамы прибыли в Читу, Катерина Ивановна Трубецкая и Александра Гри¬горьевна Муравьева подтвердили это. Они говорили, что в тот же день во всех аристократических кружках Петербурга рассказывали как достоверное, сделавшееся из-вестным через молодого адъютанта Кутузова, что из трех сорвавшихся поднялся на ноги весь окровавленный Рылеев и, обратившись к Кутузову, сказал:

— Вы, генерал, вероятно, приехали посмотреть, как мы умираем. Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется: вы видите — мы умираем в мучениях. Когда же неистовый возглас Кутузова «Вешайте их скорее снова...» возмутил спокойный предсмертный дух Рылеева, этот свободный, необузданный дух передового заговорщика вспыхнул прежнею неукротимостью и вылился в следующем ответе: «Подлый опричник тирана! Дай же палачу твои аксельбанты, чтоб нам не умирать в третий раз»3.

 

Примечания

1Бестужевы, 1951, с. 336–340. Воспоминания Бестужева о казни Рылеева представляют собою особую заметку, написанную мемуаристом в качестве примечания к эпизоду повешения декабристов в изложении И. И. Горбачевского. Запись произведена, по-видимому, вскоре после получения письма Горбачевского с целью уточнения приводимых им сведений. [Горбачевский излагает эпизод так: «Потом после сентенции, в ту ночь, когда его и его товарищей веля из крепости на казнь, я сидел в каземате в то время уже не в Невской куртине, а в кронверке, и их мимо моего окна провели за крепость. Надобно же так случиться, что у Бестужева-Рюмина запутались кандалы, он не мог идти далее; каре Павловского полка как раз остановилось против моего окна; унтер-офицер пока распутал ему и поправил кандалы, я, стоя на окошке, все на них глядел; ночь светлая была. Каре тронулось и, когда через час нас вызвали в каре, тоже идти на казнь, и когда мы пришли за крепость, то перед нами стояла на валу одна виселица с пятью петлями. Это было в два часа ночи с 12 на 13 июля 1826 года. Не знаю, где ты был в это время,— я не успел у тебя спросить; — кажется, вас всех гвардейских офицеров взяли в особенные каре, и вас уже казнили перед своими полками; мне так сказывал Барятинский.

Муравьев-Апостол сорвался с веревки; не знаю, лопнула ли она от тяжести, или сорвалась, но он полетел вниз, когда у них вырвали скамейку из-под ног; он сильно ушибся, кровь лилась с его лица; с ним вместе сорвались, каждый со своей петли, Бестужев-Рюмин и Каховский. Когда их подняли палачи, Муравьев и Бестужев поворотились задом и пожали друг другу руки (руки были связаны назад); Каховский же в это время, пока приготовляли новые петли, ругал беспощадно исполнителя приговора, тут же бывшего генерал-губернатора петербургского Голенищева-Кутузова. Ругал так, как ни один простолюдин не ругался: «Подлец, мерзавец, у тебя и веревки крепкой нет; отдай свой аксельбант палачам вместо веревки и проч.» Их троих вскорости опять вторично повесили.

Говорили и говорят, что Пестель, Рылеев и проч. оторвались,— пустяки,— я это знаю положительно, что Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были так несчастны, что вытерпели такую муку; Рылеев же и Пестель сразу повисли. Об этом в нашей куртине не только рассказывал сам плац-майор Подушкин и плац-адъютанты, но еще мне рассказывал офицер Волков, бывший при самой виселице во время казни; и все рассказывали в одно и то же слово».[И.И. Горбачевский - М.А. Бестужеву. 1861 г. Июня 12-го дня. Петровский Завод. С. 165–166)] Горбачевский И.И. Записки. Письма. Издание подготовили Б. Е. Сыроечковский, Л. А. Сокольский, И. В. Порох. Издательство Академии Наук СССР. Москва. 1963.— М. Ю.]

2В споре о сорвавшихся с виселицы оба мемуариста оказались неправы: см. прим. 8 к «Воспоминаниям о Кронверкской куртине» Цебрикова (с. 426 наст. изд.) [«Заключенный в каземат Кронверкской куртины, Цебриков был свидетелем последних дней жизни приговоренных к смерти декабристов, и в этом отношении его воспоминания представляют особенную ценность. Но самой казни подобно остальным товарищам по заключению Цебриков не видел, и, описывая ее, он основывается на широко бытовавших в декабристской среде устных рассказах (см. мемуары А. Розена, М. Бестужева, Н. Бестужева: т. 1, С. 166–172, 252–253; т. 2, с. 89 наст. Изд.), по разному освещающие подробности смерти пяти декабристов. Однако Цебриков мог слышать о казни и непосредственно от духовника заключенных П. Н. Мысловского, который был с осужденными на смерть до их последней минуты, рассказывая о них при посещения казематов своих подопечных. К рассказам Мысловского заключенные прибавляли новые детали, подчеркивающие не столько смирение и покорность «высшей воле» приговоренных к смерти, сколько их стойкость, мужество, презрение к своим «палачам». Цебриков наиболее последовательно проводит именно эту точку зрения на событий 13 июля 1826 г. (день казни), допуская при этом ряд неточностей: виселица стояла не во рву, а на вале Кронверка, напротив церкви Святой Троицы, с нее сорвались (согласно официальному донесению петербургского генерал-губернатора П. В. Голенищева-Кутузова) Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский («Былое», 1906, III, с. 232]. Мемуаристу изменяет память и в описании исполнения приговора: декабристы не могли видеть виселицы с казненными декабристами, так как смертный приговор был приведен в исполнении после экзекуции над остальными осужденными» — М. Ю.].
3О последних словах казнимых см. с. 422 наст. изд. [«Наиболее сложен вопрос о последних словах осужденных: отделить легенду от действительности в этом отношении не представляется возможным. И ни одно и дошедших до нас свидетельств не является с этой точки зрения вполне достоверным». — М. Ю.].