[В электронной публикации опущено предисловие Б. Модзалевского]
Казнь и протчия наказания Преступникам, Очистительное Молебствие, феерверк на Острову Елагином, Высочайшее Их Императорских Величестве отбытие в Москву. — Все ето вместе делало минувшую неделю Колосальною!... и потому суждения и толки были слишком многообразны. Здесь донесутся только более достойныя уважения.
Казнь, слишком заслуженная, но давно в России не бывалая, заставила, кроме истинных Патриотов и Массы Народа, Многих особливо женщин кричать: какой ужас!и с какою стремительностью! (фр.)
Очистительное Молебствие, совершенное с необыкновенным благочестием, произвело уже щастливый Оборот умов, но прочтение и разбор Превозходнаго Высочайшего Манифеста от 13-го Июля, в коем прямо Отечество любящий Монарх призывает сынов России — к воспитанию, не чужеземному, но к Отечественному, Природному и, наконец; Манифест сей заключается прямо Божественными чувствами к Нещастным родным, от коих Члены преступлением отрываются... Все ето в истинных Патриотах умножило восторг благоговения; Колебавшихся — обратило на сторону Праваго дела... во закоренелых болтунов, не могущих никаким в мире правительством быть довольными,— все не уняло повторять хотя шепотом:какой ужас! (фр.). Особливо женщин, из коих первый разряд: стодвадцати однаго Преступника Жены, Сестры, Матери, родственвиицы, приятельницы и «подруги их подруг». (фр.)
Второй разряд: Красавицы, потерявшия и тень надежды, кроме правоты прозьб, чем-либо успеть у юнаго Самодержца, как чистое Небо чистаго и вернаго достойнейшей державной супруги.
Третий разряд: Пожилыя Мотовки, не имеющия дерзости надеяться, чтобы, по заслугам отцев или дедов их, Правосудный Монарх мог потом и трудами Поселян, вносимыя в Казну суммы жертвовать на возвращение ими промотаннаго имения и часто на возобновление новых прихотей, новаго мотовства их. — Вот три главныя причины, что в больших кругах дамы шепчут, что будет строгое царствование, воскреснет Царь Иван Васильевич Грозный, и даше выдумали какое то будто давнее уже Пророчество, что после Царствования, войнами самаго блестящаго, и после мгновенно вспыхнувшаго бунта, настанет Царствование, которое проблится 30 лет, из вне совершенно спокойное, но внутри, хотя правосуд ное, но слишком грозное. («Справедливость и строгость вместе» (фр.))
О казни и вообще о наказаниях Преступников в простом Народе и, в особенности, в большой части дворовых людей и между Кантонистамии слышны также для безопасности Империи вредные выражения: «Начали Бар вешать и ссылать на каторгу, жаль что всех не перевесили, да хоть бы одного кнутом отодрали и с нами поравняли; да долголь, корогколь, им не миновать етаго».
Манифестом Майя 12-го очень не довольны и по сих пор толкуют, что ето Господа принудили Царя издать оныя; по 6-ти месячном повсеместном сего — Манифеста чтении они толкуют, что только 6-т мсяцев Господа будут владеть нами, а там мы опять будем вольные; вить уже сколько лет Цари не дарят ни одной души Господам, стало все мы будем Царские и будет нам воля.
Посему то истинные Патриоты и осмеливаются желать, чтоб для изкоренения етой непокорной мысли Е. И. В-во хотя малую часть крестьян из беднейших Белорусских губерний, соизволил раздать кому заблагоразсудит в вечное и потомственное владение.
Но в тоже время, как простой Народ так сильно негодует против дворянства, тот же народ и особенно из разных губерний временно здесь жительствующий, сильно полюбил новаго Самодержца. Собственныя некоторых из их слова: «Етот Царь смышлен, он наш Батюшка, не только солдат муштрует, но и Суд и правду судит и за неправду не потакает знатному Боярину, да и все у него по Божью, все с хозяюшкою, да с детушками… Видно сам Господь в нем, и он будет любить Русь Святую».
Купечество 3-й гильдии, мещане, ремесленники и их работники прежде крайне роптавшие на тяжкие меры, кои местныя Начальства принимали по Манифесту 14-го ноября 1824-го года, ныне, как от Бога ожидают от Правосудия Монаршаго се6е спасения изменением постановления о гидьдиях и ети дни уже благословляют милосердие и правоту Самодержца, издающаго уже указ о свободе Торговли Внутренней.
Вчера начавшиийся печататься указ о повсемеcтном (кроме двух столиц) дозволении Винных откупов всех благонамеренных привлекает к Отцу Монарху, который блюдет Великое достоинство Царское и не себе а торгашам-откупщикам предоставляет производить сие неизбежное зло, источник всех развратов, Народной нищеты и ужасных смертей насильственных. — Но Вице-Губернаторы с своим многосложным причетом верно сему не будут рады кроме некоторых, известных и в самой корыстной должности неколебным безкорыстием.
Благонамеренные Патриоты истинно день ото дня привязываются к Монарху; они в полной мере чувствуют и ценят то, что Е.И. В-во и посреди бурного восшествия, и посреди тяжкого Отеческому сердцу Его следствию, Суду и наказанию преступников в 7-м месяце столько уже успел сотворить для Блага Отечества: восстановил совершенно ослабленную силу законов; воскресил мертвенность дел Судебных... из многих Собственноручных Конфирмаций Его Им. В-ва каждая отличается особенною правотою и прозорливостью и каждая благонамеренными один у другаго переписывается, как изречения превозходныя; между ими — Конфирмация на журналы Комитета Г.Г. Министров 6-го и 30-го числ июня,— что все части должны друг другу помагать, а не затруднять одна другую нелепыми крючками или выслуживаться мнимою точностию вовздорах... Сия резкая превозходная резолюция благонамеренными каждодневно как Отче наш твердится; собственноручно умилительно написанный рескрипт Борону И. И. Дибичу — также показывает всю великость Монарха, отдающаго полную признательность великой заслуг подданнаго. Одним словом, Патриоты ждут Священнаго Миропомазания, как залога прочнаго для России благоденствия, и молют Царя царей ни о чем как о сохранении сил и здоровья Царя прямо Правосуднаго.
С етою то верною Надеждою Патриоты не могут и не должны скрыть от Самодержца, что Всеобщая Безденежность, нищета у многих и у некоторых совершенная невозможность существования — имеет свою опасность. Голодный превращается в зверя, и никаких способов к пропитанию неимущие могут решиться резать и грабить тех, кои имеют что-либо. Самая Столица наводнена людьми, которые проснувшись, совершенно не знают, чем пропитать себя… и пропитываются низкими и преступными средствами.. На сие необходимо нужно обратить особенное внимание. Но деятельная Верховная Власть верно изкоренит и ето зло, начав изстреблением роскоши, так давно и так несчастливо во всех теперь состояниях вкравшейся; с истреблением роскоши уничтожится и множество мнимонеобходимых нужд. Наше Отечество избыточествует всем необходимым.
На святой Руси еще никогда никто не умирал с голоду, и никогда никто не будет ни голоден, ни наг, ни бос, буде все большие и малые члены Правительства станут содействовать отеческой о всех попечительности Монарха, от котораго при помощи Бажией Святая Русь верно прочное щастие.